ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области
село Зиянчурино Кувандыкского района Оренбургской области
  • Доступная среда

    Информация о наличии  условий доступности  для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 

       В целях реализации  государственной программы Оренбургской области «Доступная среда», утвержденной  постановлением  Правительства   Оренбургской области от 24 декабря 2018г. № 842-пп в ред. от 05 декабря 2019 г. № 902-пп, от 30.12.2019 № 1052-пп   в  ГКОУ  СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области   созданы условия  для доступности обучения детей-инвалидов  и детей с ограниченными возможностями здоровья:

    • беспрепятственный вход на территорию школы-интерната, пандус при входе в здание учебного  корпуса, совмещенного со спальным;
    • тактильные, контрастные  разметки и полосы;
    • кнопочная  система вызова персонала;
    • туалет для инвалидов;
    • информационные знаки и наклейки.
    • установлена схема объекта, выполненная шрифтом Брайля.

                С целью реализации данной  программы для коррекционно-развивающей работы и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школу-интернат было приобретено специализированное оборудование для сенсорной комнаты, кабинета психолога.

           Центральным элементом сенсорной комнаты является две управляемых воздушно-пузырьковых релаксационных стойки. Они  дают сильную зрительную и тактильную стимуляцию и релаксацию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой трубкой, усиливают этот эффект, а мягкая платформа для трубки позволяет близко и с большим удобством ощутить релаксационные возможности этого прибора.

            Для создания комфортной среды приобретены мягкие бескаркасные кресла, которые отлично способствуют расслаблению. С целью социальной адаптации детей приобретен набор психолога, который включает в себя несколько сенсорных комплектов для индивидуальной и групповой работы с учащимися.

        Адаптированные общеобразовательные программы являются составной частью индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.  Данные  программы разрабатываются в соответствии с ФЗ-273 «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» и предусматривают диагностические параметры освоения их содержания. Отслеживание результатов уровня обученности учащихся, корректировка содержания адаптированной общеобразовательной программы обучения осуществляется в рамках работы психолого- педагогического консилиума учреждения.

    Сведения об организации обучения учащихся с ОВЗ в 2024-2025 учебном году

    • Всего учащихся - 39 человек;
    • Всего учащихся с ОВЗ - 10 человек;
    • Дети с инвалидностью - 29 человек
    • Обучающихся по адаптированной программе - 39 человек. 

    • о специально оборудованных учебных кабинетах

    Специального оборудования для обучающихся  не требуется

    • об объектах для проведения практических занятий

    Обучающиеся участвуют в учебном процессе на общих условиях. 

    • о библиотеке(ах)

    Специальные условия отсутствуют. Библиотека не приспособлена для использования лицами с нарушением ОДА, незрячих и глухих. 

    • об объектах спорта

    Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют

    • о средствах обучения и воспитания

    Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания являются заключение ПМПК  (для обучающихся с ОВЗ) или ИПРА (для ребенка-инвалида)

    В школе-интернате обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Это дети с ОВЗ и дети-инвалиды (ментальные нарушения). Умственно отсталые дети – дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, при этом страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Это дети с особыми образовательными потребностями.

    Основной задачей нашей школы (коррекционного профиля)  является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе, воспитание гражданских качеств.  Она выполнима лишь путём коррекционной медико-педагогической работы, направленной на исправление дефектов личности ребенка. Это и есть специфика работы школы.

    Для понимания и усвоения изучаемого материала обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходимы специальные средства обучения, воспитания или дополнительное внимание учителя, воспитателя.

    Под средствами обучения и воспитания понимают все те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

    Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития, детей-инвалидов (с ментальными нарушениями):

    • Потребность в обеспечении доступности учебного материала;
    • Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
    • Формирование социальной компетентности;
    • Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
    • Формирование учебных умений;
    • Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
    • Охранительный режим.

    Для качественного получения образования в школе созданы специальные образовательные условия:

    • индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа (при необходимости, по итогам коллегиального заключения школьного ППк);
    • использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;
    • специальные коррекционные курсы (отражены в Учебном плане), включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;
    • обеспечение трудовой подготовки (предметы профильного труда отражены в Учебном плане);
    • обеспечение доступности учебного материала за счет его адаптации к познавательным способностям обучающихся;
    • снижение объема и глубины изучаемого материала;
    • увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;
    • структурная простота учебного материала;
    • наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;
    • увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;
    • использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.
    • использование учебников, рабочих тетрадей, прописей, дидактических материалов, специализированных компьютерных программ; образование по СИПР не предполагает использование учебников, учебно-методический комплекс для учителя используется с сайта HTTP://УМКСИПР.РФ 
    • технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства)

    Для реализации  коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся  в штате нашей школы имеется логопед, учителя-олигофренопедагоги, воспитатели, координатор, психолог, социальный педагог, учитель ЛФК, ритмики, оказывающие комплексную помощь детям с особыми образовательными потребностями и, соответственно, отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом,  кабинет основ социальной жизни, оснащенный кухонной корпусной мебелью, с  оборудованием для приготовления пищи (мойка, плита, кухонный стол, электробытовые приборы, кухонная утварь, холодильник) и  стирки белья (стиральная машина, необходимые наборы моющих средств).

    При проведении  уроков используются методы:

    Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, аудиофайлы;

    Наглядные - наблюдение, демонстрация, презентации, видеофайлы;

    Практические - упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами;

    Проблемный;

    Частично-поисковый.

    О средствах воспитания

    Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.   К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, компьютеры), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.

    Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

    -деятельность ребенка,

    -продукты духовной и материальной культуры.

     К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

    Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

    Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

          - организационно-деятельностные;

          - соревновательные;

          - сюжетно-ролевые,

          - дидактические.

     Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

    • Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях, осуществляется через
    • дежурство по классу, школе;
    • работа на пришкольном участке;
    • летняя трудовая практика.

    Программа поэтапной реабилитационной работы с воспитаниками начинается с самообслуживающего труда. Начиная с первых дней пребывания детей в интернате, воспитатель учит их застилать за собой постель, складывать вещи на определнное место. Воспитанникам прививаются правила личной гигиены. Организуются дежурства по спальне, когда ребенок, подражая воспитателю, осваивает приемы и последовательность уборки комнаты. Делая еженедельную уборку, воспитанники младших классов выполняют посильную работу на закрепленных за ними участках. Они убирают осенние листья, чистят снег, подметают территорию. Трудовое воспитание и обучение в этот период ведется через личный пример педагога, методами научения и приучения. К 10 годам ребенок должен обладать устойчивыми навыками самообслуживания.

    Начиная с 10 лет проводится работа по трудовому обучению и воспитанию в сфере обслуживающего труда. Эта работа осуществляется учителями и воспитателями как в ходе уроков, так и во внеурочное время. В школе созданы условия для обучения и воспитания детей обслуживающему труду на основе содержания учебных программ по труду и СБО, а также разделов программы воспитательной работы. Дети осваивают такие виды работ, как дежурство по столовой, уборка классных комнат, спален, уход за цветами и комнатными растениями, стирка мелких личных вещей, мелкий ремонт одежды. Учащиеся учатся делать  ремонт обуви,  мебели.

    • Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
    • Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.  

    Общение, как средство воспитания.

    Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений.

    В школе организовано разновозрастное общение в среде воспитанников: старшие дети   выступают помощниками воспитателей младших групп: подростки помогают организовать игры с малышами, укладывать их спать, показывают правила гигиены, оказывают помощь в самообслуживании и т.д.

    Это подготовка и проведение традиционных мероприятий, в которых принимают участие разновозрастные группы, что обогащает опыт социального общения, развивает их эстетически, формирует нравственные качества личности, навыки самостоятельности, помогает познать себя творчески:

    -общешкольные линейки, посвященные  знаменательным датам календаря: День Знаний, День Учителя, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы,

    - ежегодные празднования Масленницы, Нового года, Дня Победы,  «Последний звонок»,

    - участие в конкурсах и фестивалях,

    - проведение праздников «Мой день Рождения», «Осенний балл», тематических вечеров отдыха, «Неделя театра», «Праздник книги», «Неделя птиц», «Татьянин день»,   «День детства»,

    - спортивные мероприятия (эстафеты, состязания, военно-спортивняа игра «Зарница», областные спортивыне соревнования по лыжным гонкам, легкой атлетике, пионерболу, баскетболу)  и т.д.

     Педагоги школы в своей работе стремятся к тому, чтобы взаимоотношения «взрослый – ребенок» строились по типу сотрудничества, основывались на доверии и чувстве симпатии. Дети нуждаются в физическом выражении теплого к ним отношения, и воспитатели делают это, гладя ребенка по голове, беря его за руку, обнимая, обращая к нему теплые слова. Общая атмосфера доброжелательности и защищенности сказывается на состоянии и поведении воспитанников. В таких условиях преодолевается присущее ребенку-сироте чувство отчуждения от окружающего мира. Эту же задачу помогают решать внеклассные мероприятия, связанные с инсценировкой. В период подготовки к общешкольным или классным мероприятиям воспитанники старательно учат свои роли, увлеченно участвуют в репетициях. Эта деятельность выполняет важнейшие развивающие, коррекционные функции. Дети с недостаточным развитием самосознания, с проблемами коммуникативной деятельности, получают возможность проживать разнообразные жизненные ситуации, искать средства самовыражения. Таким образом, расширяется их социальный и личный опыт, что способствует становлению самосознания воспитанников, помогает формированию их коммуникативных навыков.

    • об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    Имеется расширенная входная дверь для колясочников,  вход в здание оборудован пандусами. Для инвалидов по зрению –тактильная дорожка. На входе в задние -табличка, выполненная шрифтом Брайля.

    Перед входом в школу-интернат  имеется контрастная разметка дорожки, указывающая ее границы. В классах первые столы в первом и втором ряду   предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения.

    Конструктивные особенности зданий (школы и интерната) не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов-колясочников. Тифлотехника, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

    Организация образовательной деятельности для инвалидов-колясочников  возможна в классных помещениях первого этажа здания. Здесь же располагается  медицинский кабинет и специально оборудованный туалет.

    Доступ к кабинетам администрации  обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

    • о специальных условиях питания

    Создание отдельного меню не осуществляется. На текущий момент в этом нет необходимости. Диетическое питание для обучающихся не требуется. Но возможно при наличии рекомендаций.   Школа-интернат осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" от 27.10.2020 № 32.

    В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 14-дневным меню.

    Дети-инвалиды получают 5 –разовое питание:

    • завтрак
    • полдник
    • обед
    • 1-й ужин
    • 2-й ужин

      Питание разнообразное. В меню включено достаточное количество кисло-молочных продуктов  (творог, сметана, сыр, ряженка, йогурт, бифидок,  творожные сырки), молочных (молоко, какао), мяса, рыбы, колбасных изделий, овощей, фруктов (бананы, киви, апельсины, яблоки, хурма, груши, персики, лимоны), широкий ассортимент соков.    Питание так же является сбалансированным. Соотношение  Б:Ж:У соответствует нормам. Проводится витаминизация II блюд. Калорийность рациона соответствует норме. Меню составляется по технологическим картам с использованием примерного меню. Дети-инвалиды получают широкий ассортимент первых блюд: щи, борщ сибирский, рассольник, свекольник,  супы картофельные с бобовыми крупами, с макаронами, лапша домашняя, суп с клецками; вторых блюд: жаркое по-домашнему, картофельная запеканка, пюре картофельное,  капуста тушеная, котлеты, тефтели,  голубцы, перец фаршированный,  рыба, макароны отварные с овощами и т.д. ; салатов из овощей и фруктов, кондитерских изделий. Четыре раза в неделю выпекаются хлебобулочные изделия: пирожки, булочки, оладьи с яблоками, с изюмом.

    • о специальных условиях охраны здоровья

    Медицинское обслуживание детей в Школе-интернате осуществляется ГБУЗ «ГБ г. Кувандыка», Зиянчуринская врачебная амбулатория. 

    Медицинский блок в школе-интернате представлен   медицинским кабинетом доврачебной помощи, имеется  изолятор на 2 койки.  Оснащен необходимым оборудованием для осуществления доврачебной помощи.

    Медицинское обслуживание детей-инвалидов в школе - бесплатное. 1 раз в год проводится углубленный медицинский осмотр узкими врачами-специалистами. По итогам осмотра намечается план оздоровления детей-инвалидов.  В план включаются: амбулаторное, стационарное лечение, а также оперативное вмешательство при необходимости. В обязательном порядке -противовирусная профилактическая терапия.

    В случае выявления виражных по туберкулиновой пробе пролечивают   изониазидом.  Все дети-инвалиды состоят на консультативном учёте у психиатра и по его назначению проводится необходимое лечение ноотропами, корректорами поведения, оформляются документы на МСЭ.

    • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    Обеспечение доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям педагогов и обучающихся школы организован следующим образом:

    а) рабочие кабинеты администрации, бухгалтерии, психолога, логопеда,  актовый зал, библиотека  имеют оборудование с доступом к сети «Интернет»;

    б)  два учебных кабинета  дополнительного образования «Мир информатики» и «Радужные переливы» оснащены компьютерами с доступом к сети «Интернет»; 

    в) действует локальная сеть, которая подключена к сети «Интернет» по выделенной линии.

    Телематические услуги связи обеспечивает ПАО «Ростелеком» в рамках проекта ЕСПД с обязательной фильтрации контента. 

    Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для детей с умственной отсталостью, детей-инвалидов (ментальные нарушения) предоставлен на общих условиях с обязательной фильтрацией контента. В свободном доступе для обучающихся 10 ноутбуков с выходом в Интернет. В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт,   соответствующий Требованиям, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»

    • об электронных образовательных ресурсах

    На основании федерального закона РФ-273 «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.

    • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Детей-инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации в школе-интернате нет.

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

    Во время занятий применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

    Воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, дети-инвалиды (ментальные нарушения) пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр (4шт.), интерактивная доска (2шт.), телевизор (12 шт.), мультимедийный проектор (10 шт.), ноутбук (21 шт.), микрофоны, фотоаппарат (1шт.).

    • о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

    В образовательной организации есть пришкольный интернат, доступ в который осуществляется через учебный корпус, связанный с интернатом теплым переходом

    • о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    15 комнат

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie